САЙТ ГРУППЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Воскресенье, 25.02.2018, 01:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Визитная карточка группы | Регистрация | Вход

МОНТЕССОРИ ГРУППА – СОЧЕТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И СВОБОДЫ.
НИКАКИХ ЗАПРЕТОВ.

В основу нашей работы с детьми мы положили методику Марии Монтессори.

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, известный педагог, посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей. Она могла выбрать различные пути своей профессиональной деятельности, но остановилась на самом неблагодарном. Она организовала школу для аномальных детей (в то время так называли детей с ограниченными возможностями), где разрабатывала и применяла на практике разнообразный дидактический материал. В 1900году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся  начальной школы, аномальные  дети Монтессори превзошли детей из обычных учебных заведений по чтению, счету, письму. Это произвело настоящую педагогическую сенсацию. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. Это было потрясением и для самой Монтессори: как же учат в обычных школах, если этих детей обгоняют в знаниях ее отстающие в развитии малыши?! Вывод был один: метод и материалы, которые применялись столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития обычных детей.

С того момента Монтессори посвящает свою жизнь обычным детям.

Монтессори метод уникален.

Его основной девиз звучит так:

"ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ"

Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори поражаешься тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу издают указ о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на педагогов этой системы. И неудивительно, ведь ключевое слово в системе Монтессори – это «СВОБОДА».   И цель воспитания – воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей панически боялись диктаторы всех времен.

Понятия «свобода» и «дисциплина» занимают важное место в системе Монтессори. У  Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения.

СВОБОДА – ЭТО УВАЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО

Свобода достаточно часто понимается как разгул и анархия.  Монтессори пояснила, что ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.  

Тот, кто впервые заходит к нам в группу удивляется, что дети свободно перемещаются по ней, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости.

Каждый ребенок  может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правила игры или труда.   

СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО.

Несмотря на наличие большой степени свободы, у нас есть и жестко регламентированные правила поведения для детей, родителей и педагогов. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов. Например, "Мы берем материал только с полки". «Мы разговариваем в группе тихо». «Мы не мешаем работать другим».

Даже 2-3 летние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. Что, поиграв они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

В нашей группе занимаются дети разного возраста – от 3 до 7 лет.

Новички, впервые придя, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим.

Старшие показывают малышам упражнения, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, цифры, 

опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными. 

В этой группе дети сами учат друг друга.

Группа Монтессори отличается тем, что дети разного возраста, но из одной семьи могут одновременно ее посещать. На протяжении всего существования нашей группы ее посещали 116 детей из 7 семей.

Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше –

они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.

Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

Монтессори всегда говорила: "МОЙ САД ГОТОВИТ К ЖИЗНИ, А НЕ К ШКОЛЕ"

А сейчас о нескольких интересных моментов методики.

Мария Монтессори предавала большое значение слову.

«ВЕДИ СЧЕТ СЛОВАМ СВОИМ»

- говорила она.

Монтессори сознательно избегает слова «игра», предпочитая ему слово «работа». Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» — нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению.

Также в группе Монтессори стоит запрет на употребление слова «МОЛОДЕЦ». Почему?

Когда же мы, самые близкие ребенку люди начинаем хвалить его, произнося «молодец» или «умница», в его сознании формируется зависимость от похвалы. Как показывают исследования и практика, она отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И что самое страшное, остается на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растет, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.  

Следует помнить, что наши дети не всегда будут находиться рядом с нами. Их жизнь будет проходить в коллективе. И в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум. И к стрессу - в худшем случае.

Говоря ребенку, молодец, мы оцениваем не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность.

Однако мы обязательно должны хвалить детей, но похвала не должна касаться личности ребенка. Нужно хвалить за отдельные действия следующими словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал  и прочее.

Это, кстати, касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом.

Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает.

ЛЮБИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ СВОИХ МАЛЫШЕЙ, НО ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО!

А теперь немного о самой группе – группе Монтессори.

В нашей группе день начинается со свободной работы. Утром дети приходят, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься.

Когда мы замечаем, что ребенок впервые взял материал для работы, то  предлагаем ему алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда молча показываем способ работы с материалом.

Наша группа условно поделена на зоны, где мы не можем сказать ребенку "не трогай" или "нельзя" (конечно если нет опасности для жизни ребенка и окружающих его людей)

В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно взбивать пену, переливать воду, вылавливать из воды шарики, надувать мыльные пузыри и выполнять прочие упражнения с водой.

В другой части комнаты «сыпучая зона» здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и делать еще очень много интересного.

Можно по настоящему постирать вещи в тазике и  погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата и потереть морковку.

Общая цель упражнений практической жизни – развитие независимости, самостоятельности, ответственности, навыков самообслуживания, концентрации внимания, координации движений.

Зона сенсорного развития научит малыша различать предметы по определенным признакам.

Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Дети учатся различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и высоте. Основная цель использования сенсорного материала – развитие и совершенствование сенсорной чувствительности.

В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют математические действия на сложение и вычитание, умножение и деление.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Организация языкового материала предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Дети получают представление о звуках и буквах русского языка; расширяют свой словарный запас, учатся давать логически связанные ответы, самовыражаться.

И, наконец, остается зона, которую чаще всего называют «космической». Общей целью, так называемого космического воспитания, является ознакомление ребенка с основами ряда наук и получение им знаний о природе и обществе. В качестве косвенной цели можно назвать подготовку детей к переходу в школу. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Плюсы Монтессори педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система рассчитана, в первую очередь на обучение в детском саду и школе очень многое из опыта Монтессори педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании и в обычной группе. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. Знаменитые Рамки и Вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр. То же самое можно сказать о рамках с застежками.

В Монтессори использует метод звучащей музыки. Этот метод можно использовать в любой другой группе. Воспитатели нашего детского сада многие стали им пользоваться и убедились в его эффективности.  Всем нам хорошо известна ситуация: дети играют, занимаются свободной деятельностью и воспитателю для того, чтобы привлечь их внимание с целью навести порядок в группе и собрать детей для организованной деятельности (прогулка, занятие, обед) приходится громко и заметьте неоднократно говорить: "собираем игрушки", "ребята, наводим порядок". В Монтессори группе все намного иначе. При необходимости собрать детей и перейти на другой вид деятельности, воспитатель, либо кто-то из детей по его просьбе включают музыку (музыка спокойная, без слов, не громкая). Звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Что же такое КРУГ?

В основном "дети Монтессори" познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе.

На кругу мы обсуждаем события, происходящие в жизни детей дома и в детском саду. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. В кругу дети выполняют дыхательные и пальчиковые упражнения, беседуют на различные темы, проводят ритуалы.  Круг всегда ведет воспитатель, но он лишь помогает общему разговору.

Круг кончается. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори группы. 

Ребенок, выходящий из стен Монтессори-школы в семь лет, помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни.

Первое - умение делать выбор и принимать решения.

Второе - умение быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки.

И, наконец, третье - умение быть автономным. Это то, чем в очень малой степени владели советские граждане. Способность "не сбиваться в кучу", не рассматривать коллектив как единственный способ выживания, - естественная черта воспитанников Монтессори - группы, где основная ставка делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0